image/svg+xml Московский Центр Инновационной Урологии
Малый Ивановский переулок, д. 11/6 стр. 1 ООО "Бест-практик"

Биопсия предстательной железы

Диагностика онкологических заболеваний в подавляющем большинстве случаев бессмысленна без биопсии. Посудите сами: на ранней стадии рака простаты единственным признаком заболевания является повышение ПСА. Причинами повышения ПСА может быть не только рак предстательной железы, но и простатит или аденома простаты. Вот у врача на руках бланк анализа ПСА. Есть подозрение, что у пациента рак. Что ему делать? Есть лишь одно исследование, позволяющее удостовериться в диагнозе – это биопсия предстательной железы – забор небольших участков ткани простаты на исследование под микроскопом – гистологию. Сегодня это единственный достоверный метод диагностики рака простаты.

Биопсия простаты без боли

image/svg+xml

Само по себе выражение «биопсия простаты» звучит уже страшно. Всем известно, что это исследование почти всегда имеет отношение к онкологии. Мало того: те, кто проходили эту процедуру, утверждают, что никогда в жизни без обезболивания повторно ее не пройдут.
Откуда это берется?
Во-первых, в большинстве клиник до сих пор применяются старые способы, которые сами по себе болезненны.
Во-вторых, часто клиники просто пренебрегают анестезией, а ведь всего 5 мл местного анестетика позволит провести биопсию простаты без какого-либо дискомфорта для пациента.
Пациент встает перед выбором: страх перед раком простаты или страх перед болью из-за процедуры.

Биопсия простаты — единственный способ точной диагностики рака предстательной железы. Процедуру нужно сделать при повышении ПСА и пальпируемом плотном участке в простате, а ее цель — забор ткани для гистологического анализа и уточнение диагноза.

Пояснение из практики: как проводится биопсия простаты?

— Ну ведь незначительное же повышение ПСА, Оганес Эдуардович! Всего-то на единицу. А вы сразу в лоб – биопсия простаты. Давайте подождем, а? —  с раздражением в голосе говорит пациент.
— Когда у вас, Виктор Петрович, ПСА будет повышен значительно, смысл исследования сведется лишь к подтверждению неоперабельного рака простаты. И к констатации того факта, что и вы, и я  жестоко просчитались. Вы — не согласившись на 10-минутную процедуру, плюнув на «повышение ПСА всего-то на единицу», а я — не объяснив вам опасность этого самого повышения и не убедив в необходимости исследования, – отвечаю я.
— Нет, ну неужели нету каких-нибудь других способов? МРТ там, КТ… Я с детства боюсь всяких иголок, — вдруг смущается и краснеет мой пациент.
— Смотрите, Виктор Петрович. При повышении ПСА, при нарушении соотношениия свободного и общего ПСА, при пальпируемом твердом участке в предстательной железе обязательна биопсия предстательной железы. У вас все три фактора, хотя, даже наличие одного из них является абсолютным показанием к проведению исследования. Надо знать и понимать, что вот это вот «повышение всего-то на единицу» может быть обусловлено очень маленькой опухолью, еще не вышедшей за пределы предстательной железы. Да что там, очень маленькой. Иногда этот участок составляет не более процента всего объема простаты.
— Поймите, Оганес Эдуардович, мне просто страшно. Вон, моему брату делали, он ужасы про боль в кишке рассказывал. И, что характерно, опухоль-то не обнаружили! Только на повторной процедуре через три месяца… — Виктор Петрович морщится, воспоминания ему явно причиняют боль. — Эти три месяца, видимо, и сделали свое черное дело… ПСА подскочил до 90, признали брата неоперабельным… Страшно.
— Погодите. Когда и каким способом вашему брату делали биопсию? — недоумеваю я.
— Лет девять-десять назад. Как он рассказывал: хирург ввел палец в кишку, а за пальцем - иглу. Сначала справа уколол, потом слева, — хмурится пациент.
— Это очень старая методика, она не применяется сейчас, Виктор Петрович, — говорю я, достаю лист бумаги и начинаю рисовать ему схему простаты и биопсии предстательной железы под УЗИ-контролем. — смотрите: в прямую кишку вводится специальный ультразвуковой датчик. Мы получаем изображение предстательной железы в двух проекциях — датчик у нас биплановый, т.е. можем четко прицелиться в нужные участки простаты и взять 10–12 биоптатов, что практически всегда исключает необходимость повторной биопсии. Игла проходит через канал датчика, не царапая по пути прямую кишку.
— Все-таки игла, да? — обреченно спрашивает Виктор Петрович.
— Хм. Она, конечно, называется иглой. Но имеет значительные отличия от обычной, которая медленно входит в ткань, разрывая ее. Мы же используем высокоскоростной биопсийный «пистолет», поэтому вы не будете ощущать медленный вход иглы, вы услышите лишь щелчок. Самый неприятный момент — это установка тампона с антибактериальной мазью после процедуры в прямую кишку, и то, вы не будете этого ощущать, так как еще до процедуры мы введем в прямую кишку обезболивающий гель.
— Ладно, — нехотя соглашается с моими доводами Виктор Петрович, — давайте делать. Когда?
— Скажите, вы принимаете какие-либо лекарства? — задаю я один из самых важных вопросов, — Аспирин, варфарин, кардио-магнил…
— Нет, ничего не принимаю. Вообще никаких таблеток.
— Тогда можно послезавтра.
— Давайте. Что от меня требуется?
— Небольшая подготовка. Вечером перед биопсией простаты — очистительная клизма. Утром постараться ничего не есть, только попить. Можно морс, сладкий чай. Антибиотик начните пить вечером до манипуляции.
— Какие побочные эффекты?
— Может появиться незначительное количество крови в моче. После манипуляции вы будете находиться под наблюдением в стационаре примерно два часа, чтобы мы могли проконтролировать наличие крови на тампоне из прямой кишки.

Подготовка к биопсии предстательной железы

Подготовка к биопсии простаты включает

• Отмена приема разжижающих кровь препаратов (аспирин, кардио-магнил, варфарин и т.п.) за несколько дней до процедуры.
  • Прием антибактериального препарата за 12-24 часов до процедуры. Назначается врачом!
  • Очистительная клизма за 12 часов до манипуляции
  • Процедура проводится натощак
История из практики: после биопсии простаты.

Через 2 часа после процедуры:
-Ну что, Виктор Петрович, как Ваши дела?
-Не так страшен черт, как его малюют, - улыбается пациент, - Я себе ужасов всяких напридумывал, оказалось, только нервы себе зря потрепал. Когда можно домой?
-Как только помочитесь.
-А я уже. Каких-либо проблем с этим не было.
-Ну, тогда смело можете домой. Будьте со мной на связи, обратите внимание на повышение температуры, какие-либо нарушения мочеиспускания и кровь из прямой кишки. Вероятность всего этого крайне низкая, меньше 0,2%.
-Хорошо, Оганес Эдуардович. Когда свяжемся?
-Свяжемся через несколько дней, когда будет готова гистология. Если что-то будет беспокоить, обязательно позвоните.

Информация для иногородних пациентов:

Если Вам требуется биопсия простаты в Москве, свяжитесь с нами. Мы организуем госпитализацию в день приезда, проведем процедуру в тот же день. Вечером Вы уже сможете поехать домой.

Ваш город - Ашберн. Узнайте как мы можем организовать ваш приезд на лечение в Москву.
Как к нам добраться:
Московский Центр Инновационной Урологии

На общественном транспорте:
При движении от Кольцевой последний вагон, выход на Солянский проезд. При выходе поворачиваете направо и двигаетесь примерно 100 метров по прямой до перекрестка со светофором. На перекрестке поворачиваете направо на улицу Солянка, через 170 метров будет Церковь Рождения Богородицы,обходите ее слева, и через 100 метров поворачиваете налево на Малый Ивановский переулок. Примерно через 60 метров справа от Вас будет вход в клинику

На личном транспорте:
Из центра: прямо от Кремлевской набережной к Москворецкой набережная, через 390 метров на Подгорскую набережная, затем через 290 метров на Яузскую улицу, по ней через 96 метров на улицу Солянка, чатем через 180 метров направо на Певческий переулок, затем через 140 метров налево на Подколокольный переулок, затем через 110 метров направо на Малый Ивановский переулок. Примерно через 60 метров справа будет вход в клинику
От МКАД: прямо по  Ярославскому шоссе,  Северянинскиму путепроводу,  проспекту Мира. С Проспекта Мира  налево на  Садовое, по которому примерно 3 км прямо, затем  направо  75 м и  прямо  570 метров по улице Воронцово Поле, затем прямо   и через  400 метров на Подколокольный переулок, через110 м направо на Малый Ивановский переулок.  Примерно через 60 метров справа будет вход в клинику.