Комбинированные и расширенные лапароскопические операции в онкоурологической практике

Хатьков И.Е., Диланян О.Э., Давидович Д.Л.

Московский государственный медико-стоматологический университет.

Введение. Актуальность внедрения эндовидеохирургических технологий при проведении комбинированных и расширенных операций обусловлена ростом заболеваемости онкоурологическими болезнями, для которых «золотым стандартом» лечения являются вмешательства, уносящие два и более органа, вовлеченных в опухолевый процесс, и/или требующих расширенной лимфаденэктомии. Выполнение этих операций традиционным «открытым» путем сопряжено с большими, травматичными разрезами, постоянными, не имеющими тенденцию к снижению осложнениями.

Цель. Определить возможность и целесообразность проведения комбинированных и расширенных вмешательств полностью лапароскопическим доступом.

Материалы и методы. Ретроспективный анализ результатов полностью лапароскопических операций с 2002 по 2009 годы. Все операции выполнены на клинических базах кафедры факультетской хирургии №2 Московского государственного медико-стоматологического университета.

Результаты. Комбинированные и расширенные операции полностью лапароскопическим доступом были выполнены у 67 онкоурологических пациентов (Лапароскопическая радикальная простатэктомия у 56 пациентов, радикальная цистпростатэктомия у 8 пациентов, радикальная нефруретерэктомия с резекцией мочевого пузыря у 2 пациентов, нефруретерэктомия с цистпростатэктомией у 1 пациента). Среднее время операции составило, средняя кровопотеря, частота интраоперационных осложнений. Средняя продолжительность пребывания в стационаре составила. В среднем наркотические анальгетики применялись, перистальтика кишечника в среднем восстанавливалась на сутки, первый пероральный прием пищи в среднем в сутки, первое самостоятельное передвижение в среднем на сутки.

Выводы: У пациентов с онкоурологической патологией, перенесших комбинированные или расширенные лапароскопические вмешательства, продолжительность операции и частота осложнений сравнимы с результатами открытых операции. При этом, статистически достоверно меньше объем кровопотери, а течение раннего послеоперационного периода у больных после комбинированных и расширенных вмешательств, проведенных полностью лапароскопическим доступом характеризуется большим комфортом.